Подписаться
Курс ЦБ на 16.05
91,25
98,82

Налоговые войны становятся жестче

Ярослав Савин, руководитель Центра структурирования бизнеса и налоговой безопасности — taxCOACH:

Cтрашилки на тему налоговых и полицейских проверок слышали многие, и не раз. Тем не менее надо признать, что для бизнеса налоговый контроль и уголовная ответственность за налоговые преступления вызывают смутное беспокойство. А в этом году появилось несколько новых существенных моментов, о которых стоит знать, чтобы уметь точно оценить свои риски.

Начнем с полиции. Поводы для проведения оперативной проверки можно разделить на две группы. Первая — работа по «обналичнику» и его клиентам. Перечень клиентов четко прослеживается по расчетному счету фирмы-однодневки. Другой повод — слив информации (конкурентами, партнерами по бизнесу, сотрудниками, бывшими супругами) потенциально грозит почти всем предпринимателям.
 
С 2012 г. по материалам проверки невозможно сразу возбудить уголовное дело. Сотрудники МВД должны передать их в налоговый орган. А тот обязан назначить выездную внеплановую проверку, включив в состав проверяющих сотрудников полиции, которые юридически (на время контрольных мероприятий) превращаются в налоговых инспекторов. Здесь кто-то вздохнет с облегчением: раз «опера» сами ничего не решают, то можно не напрягаться и, как это принято, порешать вопрос цивилизованно на уровне налогового органа. Но это не так.
 
Да, представляемые полицией материалы далеко не всегда находят отклик в душах налоговиков — они тщательно отбирают только те факты, которые в ходе налоговой проверки смогут доказать. Но органы внутренних дел работают на основе плановых показателей — печально известной палочной системы. И если инспекция начнет спускать дело на тормозах, то налоговые подразделения МВД никогда не смогут отчитаться о хорошо проделанной работе. Именно поэтому изменились отношения между ИФНС и МВД. Все чаще заинтересованные подразделения полиции обращаются с жалобами в вышестоящие налоговые органы: требуют воспрепятствовать халатности сотрудников инспекций при налоговых проверках.
 
Что же сами налоговые органы? На сегодня они могут невероятно много. Во-первых, с июля налоговые проверки фирм-однодневок официально запрещены: все внимание достается реальным налогоплательщикам. Во-вторых, используются новые аналитические базы, где есть визуальная информация даже о неформальных взаимосвязях фирм (например, у них один телефонный номер), а также способах ввода и вывода денежных средств. Информация о контрагентах, их отчетности и суммах налоговых платежей доступна за секунды, даже если ваш контрагент в Москве. Допросы номинальных директоров, открестившихся от однодневок, — тоже в единой информационной системе (75% всех выездных проверок проводится из-за связей с «проблемными контрагентами»). Наконец, сама методика проверок сильно меняется. Большой упор делается на IT-составляющую, например сбор информации из банков: кто, когда и при каких условиях технически (на основе IP- и MAC-адресов) осуществлял доступ к управлению счетами.
 
Что будет, если вы не справились с налоговой проверкой? Если сумма доначислений в акте более 2 млн руб., то инспекция обязана направить материалы проверки в Следственный комитет (СК) для принятия решения о возбуждении уголовного дела. А это уже сильно щекочет нервы. Причем закон подразумевает, что сначала налогоплательщик должен проигнорировать требование об уплате налогов, но на практике — материалы могут быть переданы и раньше. И это очень важно. 
 
Надежда на положительное решение арбитражного суда не всегда срабатывает. Допустим, одновременно с передачей материалов проверки в СК налогоплательщик идет в арбитраж и выигрывает дело. Однако Следственный комитет автоматически дело не закроет. Потому что есть большая разница между налоговым правонарушением, за которое несет ответственность компания (юридическое лицо), и налоговым преступлением, за которое отвечают управленцы, бухгалтеры и собственники. Для следователя тот факт, что суд не счел доказанным правонарушение, совсем не значит, что руководство компании не пыталось уклониться от налогов. И в итоге положительное решение суда лишь выливается в войну на два фронта.
 
Ключевое звено безопасности — в способности пройти налоговую проверку с минимальными доначислениями. Или, что еще лучше, вообще не попасть под нее. Возможно ли это? Практика показывает, что да. Но только в случае, если вы готовы отказаться от иллюзий типа «полностью легального бизнеса, который почти не платит налогов».
 
Колонка написана специально для «Делового квартала»
Самое читаемое
  • На бывшем заводе «Рено» началось производство автомобилей по технологии полного циклаНа бывшем заводе «Рено» началось производство автомобилей по технологии полного цикла
  • «Налоги не платят, продают контрафакт». Торговые центры объявили войну маркетплейсам«Налоги не платят, продают контрафакт». Торговые центры объявили войну маркетплейсам
  • Озвучены новые площадки под застройку в ЕкатеринбургеОзвучены новые площадки под застройку в Екатеринбурге
  • Жители домов на Вилонова и Летчиков согласились переехать в новые квартирыЖители домов на Вилонова и Летчиков согласились переехать в новые квартиры
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.